оценка профессиональных рисков


Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению их повышения, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Данная процедура должна проводиться на предприятии исходя из:

1) Трудового Кодекса Российской Федерации:
ст. 209 (устанавливает понятие профессионального риска и определяет как один из основных принципов обеспечения безопасности труда выявление и снижение опасностей);
ст. 214 (устанавливает обязанность работодателя на «…систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку», «…информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующем профессиональном риске и его уровне» );
ст. 218 «Профессиональные риски» («При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков»);
2) Приказ Минтруда России от от 29.10.2021 N 776н (вступает в силу с 01.03.2022 г.) "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" – устанавливает в качестве элемента системы управления охраной труда организацию процедуры управления профессиональными рисками.

Штрафные меры за неисполнение:

Статья 5.27.1 КоАП РФ – «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Реализуемые этапы процедуры управления профессиональными рисками:

  1.  Описать процедуру управления профрисками в рамках своей СУОТ;
  2.  Назначить лиц, ответственных за выполнение процедуры и составить план-график выполнения её отдельных этапов;
  3.  Провести идентификацию (выявление) опасностей – потенциальных источников нанесения вреда здоровью работника в процессе трудовой деятельности – с помощью опросных методов, с использованием чек-листов, непосредственного наблюдения за ходом трудовых процессов;
  4.  Выполнить оценку уровней профессиональных рисков для идентифицированных опасностей (любым из методов, предлагаемых рекомендациями Минтруда, стандартами в области охраны труда или собственным обоснованным методом/их комбинацией);
  5.  Ранжировать оценённые профессиональные риски с целью определения необходимости разработки мер управления;
  6.  Составить план мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней профессиональных рисков в соответствии с выбранным методом;
  7.  Ознакомить работников с характерными для их рабочих мест профессиональными рисками, их уровнями и существующими методами контроля в любой зафиксированной в СУОТ организации форме (листы ознакомления, журналы, приложения к должностным инструкциям и т.д.);
  8.  Соблюдать установленную внутри организации периодичность актуализации результатов оценки профессиональных рисков.

Действия работодателя при взаимодействии с организацией, осуществляющей услуги по ОПР на договорной основе:

  1.  Прописать (если это не сделано ранее) в положении о Системе управления охраной труда предприятия раздел об управлении профессиональными рисками на основе пунктов Приказа Минтруда России № 776н, обозначив, что для реализации данной процедуры предусматривается привлечение сторонней организации.
  2.  Сформировать приказ о создании комиссии по проведению ОПР в составе 3-7 человек (нечётное число). В комиссию рекомендуется включать: главный технолог, энергетик и т.п., специалист по ОТ, специалист по ГО и ЧС, начальник производственного отдела, специалист по кадрам, представитель трудового коллектива (профсоюза работников). Председатель комиссии – представитель высшего руководства, например, технический директор, исполнительный директор. Скан-копию приказа необходимо предоставить экспертной организации.
  3.  Предоставить необходимую информацию и документы согласно договору.
  4.  Организовать допуск сотрудника экспертной организации на предприятие для фактического исследования профессиональных опасностей и регистрации результатов наблюдений. Во время проведения исследования необходимо присутствие сотрудника предприятия, в чью компетентность входит демонстрация представителю экспертной организации всех оцениваемых рабочих мест, помещений, помощь в уточнении информации и т.п.
  5.  По окончании работ по ОПР работодателю необходимо ознакомить персонал с результатами оценки с обязательной подписью в Карте оценки профрисков на соответствующее рабочее место.
  6.  Согласовать сроки и лиц, ответственных за реализацию разработанных мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков.
  7.  Установить периодичность актуализации результатов ОПР исходя из особенностей деятельности. Рекомендуемый период – не реже одного раза в год. Обязательны к пересмотру результаты ОПР при изменении технологических процессов, введении новых рабочих мест, оборудования, смене места фактического осуществления деятельности. 

Вернуться на главную страницу

Наш адрес: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д.1, оф.606